Метод «фокус-группы» заключается в отборе по особым критериям и приглашении определенной группы населения (8-12 человек) на встречу, которую проводит профессионал-модератор (ведущий дискуссии). Затем в доверительной обстановке проводится дискуссия по специально созданному сценарию. Во время дискуссии приглашенных «фокусируют» на определенных вопросах, интересующих исследователя, с целью получения от них глубинной информации.

Этот метод является качественной формой исследования и позволяет проработать отдельные вопросы, интересующие исследователя, более подробно и широко, чем, например, при анкетном опросе, так как позволяет изучить мнение населения в неформализованном виде, а значит охватить те аспекты изучаемой проблемы, которые могут выпасть из поля зрения исследователя при составлении анкеты. Смысл метода в создании ситуации группового обсуждения, в результате которого достигается снятие психологических барьеров и облегчается выражение эмоциональных реакций. Эта ситуация также позволяет в анализе фокус-группы оценить степень влияния группового мнения на мнение индивида.

При этом нужно не забывать, что респонденты, участвующие в дискуссии, высказывают свою точку зрения, которая формируется под влиянием множества факторов, и поэтому не всегда полностью отражает сложившуюся ситуацию, но всегда указывает на определенные ее особенности с точки зрения данного человека.

Данный метод исследования позволяет за короткий срок получить информацию об отношении различных групп населения к самым разнообразным вопросам и проблемам. Наиболее часто темами являются: имидж той или иной кампании, оценка эффективности рекламной кампании, факторы сравнения с деятельностью конкурентов и т.д.

Рекомендуемое количество проведения фокус-групп при изучении той или иной проблемы: 3-5.

Р.S. Центр «Симакс» первый в г. Уфе стал проводить исследования методом фокус-групп.